Епископ Илия (Бабин)

Илья (Бабин), епископ Кудымкарский, викарий Пермской Епархии

iliaba01Преосвященный Илья родился 13 июня 1852 года в селе Обва (Верх-Язьва) Пермской губернии в семье священника. Начальное духовное образование получил в Пермском духовном училище и Пермской духовной семинарии, по окончании которой 28 августа 1874 года, после испытаний, зачислен на церковно-практическое отделение Санкт-Петербургской Духовной академии на казенную вакансию как один из лучших семинаристов. Тема кандидатской работы, над которой он собирался работать: «Критика Евангелий и Евангельской Истории в сочинении Кейма…» На третьем курсе по болезни был вынужден прервать учёбу и вернуться домой до выздоровления. После неуспешной сдачи экзаменов в августе 1877 года не был зачислен на 4 курс академии и выпущен с аттестатом на звание действительного студента.

13 октября 1877 года определён смотрителем Якутского духовного училища.

20 марта 1895 года известен как доверенный от крестьян Верх-Язьвинской волости — статский советник Илья Бабин получил благодарность Пермского епархиального училищного совета за плодотворную деятельность по развитию и укреплению обучения и воспитания крестьянского населения в духе святой православной церкви.

Селяне поручили ему хлопоты по возобновлению монашеской жизни Обвинского Успенского женского монастыря, основанного в конце 17 века и закрытого по Указу Екатерины II. Из Вятской губернии были приглашены девушки из мещанских и крестьянских семей. Обвинский женский монастырь был зарегистрирован 9 марта 1905 года «с числом сестёр, какие обитель в состоянии будет содержать на свои средства». Под монастырь был предоставлен двухэтажный дом и выделен земельный надел.

22 мая 1905 года, при участии Преосвященного Никанора (Надеждина), епископа Пермского и Соликамского, только 30 марта 1905 года прибывшего в Пермь с Якутской кафедры, и при громадном стечении молящихся состоялось торжественное открытие Обвинской обители.

Статский советник Илия Прокопиевич Бабин в 1907 году числился законоучителем Красноуфимского промышленного училища.

19 апреля 1908 года рукоположен в сан священника.

С 17 апреля 1909 года — протоиерей Благовещенского собора г. Кунгура.

В 1912 году по случаю его 60-летия Св. Синодом удостоен наперсного креста.

С 1913 года — протоиерей собора г. Кустаная.

С 1920 года — священник и духовный наставник в Обвинском женском монастыре до её закрытия в 1922 году. Некоторое время переписывался с епископом Андреем (Ухтомским) — покровителем единоверцев в православной среде, которые отправляли службы по старопечатным книгам.

В январе 1922 года, в возрасте семидесяти лет, арестован и препровождён в тюрьму в с. Усолье.

Летом 1923 года по наущению волостных властей Обвинская обитель подверглась разорению.

С 1923 года — настоятель Успенской церкви в Обвинске. Приходское собрание Успенского храма отвергло обновленчество и 13 июля 1924 года приняло постановление о признании духовным руководителем в деле веры Патриарха Тихона.

В 1926 — 1928 годах неоднократно писал о разрушительной деятельности обновленцев игумену Серафиму (Кузнецову), проживавшему в Иерусалиме.

18 апреля 1926 года, находясь в ссылке в Перми, Ярославский митрополит Агафангел выпустил обращение к архипастырям, пастырям и верным чадам Русской Церкви, в котором объявил, что вступает в права Патриаршего Местоблюстителя. В архиве Церковно-научного центра «Православная энциклопедия» хранится письмо протоиерея Илии Бабина митрополиту Агафангелу от 2 (15) августа 1927 года (Архив ЦНЦ, ф. 3, оп. 2, д. 3, л. 41), в котором он напоминает о их встрече в Перми в конце марта 1926 г.: «Позволяю себе вновь обратиться к Вашему Высокопреосвященству с покорнейшей просьбой. Благоволите припомнить, как я на второй неделе минувшего Великого поста приезжал в Пермь к Вашему Высокопреосвященству с совершенно глухим, безволосым сыном. Получив непосредственно и лично от Вас сведения о начале появления обновленчества, с которым мне приводится бороться в западной, закамской, к Вятской губернии, части Пермской епархии, каковыми сведениями Вы и снабдили меня» и просит прислать ему копию «Послания Патриаршего Заместителя митрополита Агафангела к архипастырям, пастырям и всем чадам Православной Русской Церкви» от 18 мая 1922 года.

В 1927 году арестован по доносам за хуление и проклятье обновленцев.

13 июня 1928 года агент ОГПУ доносил: «…Кудымкар захвачен обновленцами… Бабин прислал отчаянное письмо, где жалуется на возможные ограничения и стеснения, на упадок пастырской дисциплины и на обновленческое окружение. Работать, говорит, совершенно не дают. Теперь выселяют его из квартиры в бывшем церковном доме, кажется, даже предъявляют какой-то гражданский иск. Пермский протоиерей Богородицкий упорно советует Бабину уехать из Обвинска и устроиться куда-нибудь в другое место, но Бабин и слушать не хочет, хотя против него там сильнейшее недовольство среди ближайших сотрудников».

В 1929 году хиротонисан во епископа Кудымкарского, викария Пермской епархии. Хиротония состоялась в г. Перми. Чин хиротонии совершили: Священномученик Павлин (Крошечкин), Епископ ПермскийХрисанф (Клементьев), Епископ Соликамский, викарий Пермской епархииИоанн (Георгиевский), епископ Кунгурский и другие священнослужители.

В 1930 году за контрреволюционные идеи удален с Обвинского прихода в село Пешнигорт.

Исповедник веры христовой, Епископ Кудымкарский Илья, нередко проводили службы в деревянном Свято-Алексеевском храме в с. Ёгва, освящённом в 1866 году во имя святого преподобного Алексия, человека Божьего.

Тихо скончался 3 апреля 1931 года в Пешнигоре в местной больнице. Похоронен на старом Пешнигортском кладбище. Рядом — могила о. Тимофея, протоиерея, служившего после войны в селе Ёгва.

«…Злейший враг обновленчества Илья Бабин внедрил в прихожанах обвинской церкви глубокую антипатию к обновленчеству и своей подпольной работой, при содействии монашек… продолжил свое дело, вконец достигнув своей цели — вселив в людях полную ненависть и злобу не только вообще на обновленчество, но и духовенство, занявшее его место… Бабин… — умер, но наследие его осталось и крепко сидит в умах прихожан. В настоящее время дело антиобновленческое ведется со всей силой соседним священником посельской церкви… при поддержке тех же монашек и Николая Бабина. Контробновленческая их пропаганда имеет громадный успех. Посельский священник Аркадий Плетнев пустил в ход все свои хитросплетения, совращает и привлекает к себе прихожан обвинской церкви… Широкое поле его антиобновленческой деятельности особенно происходит Великим постом, когда поголовно обвинские прихожане отправляются для говения в Поселье. В это время обвинская церковь буквально пустеет, между тем как посельская не вмещает в себя богомольцев… На всех семи неделях поста в обвинской церкви было всего 50 человек постников, а у «благодатного» Аркадия на каждой неделе были сотни, потому что там «батюшка-благодатный» и там причащаются Христовых Таин, а в обвинской церкви обновленческой «поп-обновленец, безблагодатный» и причащает сатанинской кровью (такую чушь плетут монашки)» — писали обновленцы после кончины Владыки.

После смерти Преосвященного Ильи в Пешнигорте стали происходить чудеса, связанные с его могилой. Вот только два случая, из зафиксированных:

Благочинная Пешнигортского монастыря мать Сусанна страдала ногами. Явился ей во сне Владыка Илия и говорит: «Ты почему на мою могилку не придешь ноги-то полечить? Приходи». И вот повезли матушку на лошади. Землей да травой с могилки натирала ноги и, конечно, молилась, просила. Вернулась же домой пешком и жила долго — почти 94 года.

Игумен Иоанникий (Лихачев), служивший в 50-е годы под Кудымкаром, уже будучи за штатом, как-то встретил в Перми женщину в горестном положении. И благословил женщину, которую звали Анной, съездить на могилку владыки Илии. В Пешнигорте, где упокоен владыка, живы еще были две послушницы. Видят они один и тот же сон: завтра будет у вас гость, готовьтесь! Проснулись, убрались по дому, постряпали… К вечеру затопили баньку, кто-то может издалека приедет — помоем. Вечер наступил. Нет никого. Переживают. Ждут… Приехала Анна, а уже сумерки. Село большое, где ночевать — не ведает. Решила пойти вниз по улице. Спустилась, повернула направо, еще прошла и стучит в дом. Вышли две старушки, увели в дом — скорее угощать. Анна плачет, горе у нее, не ест и не спит. Рассказала о совете о. Иоанникия… Помыли гостью в баньке. Утром помолились, пошли на могилку владыки. Поплакала Анна на могилке и в этот же день уехала. Потом писала: на этот день был назначен суд над сыном, но все отменилось и простилось…

 

Источники:

  • Документы Патриаршей канцелярии 1926–1927 годов // Вестник церковной истории. — М.: ЦНЦ «Православная Энциклопедия», 2006. — № 2. — С. 81-108.
  • Королев В. Угаситель беззакония Судьба святителя Кудымкарского Илии // Вера-Эском. — 2004.. — 21 июня. — N467.
  • Пермские епархиальные ведомости. — 1874. — № 29. — С. 294.
  • Хроника церковной жизни [кончина епископа Кудымкорского Илии (Бабина)] // Журнал Московской патриархии. — М., 1931. — №5. — С. 5.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *