Сщмч. Иаков Шестаков
Описание монастырей Пермской епархии. Вятка. 1907 г. с. 44-47.
В селе Верх-Язвиском, стоящем на реке Обве, в 37 верстах от станции «Савино» Северной железной дороги, уже существовал в давнее время монастырь, о чем мы встречаем указание в Пермских епархиальных ведомостях за 1893 год, № 9, с. 193-201.
История настоящего монастыря такова. Старший сын бывшего настоятеля сей церкви, о. Прокопия Бабина, оставившего по себе глубокую память, как ревнитель истового богослужения, Илья Прокопьевич (ныне протоиерей), унаследовал от родителей любовь к религиозно-нравственному просвещению в духе церковности, пригласил в 1894 г. из Вятской губернии дочь купца Анастасию Гавриловну Кузнецову, которая поместилась в убогом деревянном доме, вблизи древнего деревянного храма.
С Кузнецовой прибыло несколько девиц, существовавших своими трудами. Много положено трудов Анастасиец Гавриловною при постройке рядом со своей временной квартирой громадного полукаменного дома. Устроив прекрасное помещение, А.Г. вынуждена была, вследствие неприятностей между нею и г. Бабиным, имевшим покровительство епархиального начальства, оставить село Верх-Язву и поселиться в Оханском уезде, вблизи села Сивы на даче, отошедшей затем, в силу Высочайшего разрешения 13-го октября 1906 года в числе 316 десятин 2040 кв. сажен со всеми зданиями, построенными Анастасией Гавриловной, к Обвинскому монастырю. Но и здесь она не нашла желанного.
Видно, для устроения и сей обители нужно было испытание, как при всяком доброделании. Одно будет служить утешением А.Г.: обитель не забудет ее в своих молитвах, а история монастыря отведет ей почетное место на своих страницах.
Вместо устраненной, по ходатайству г. Бабина, Кузнецовой, была командирована бывшая казначея Соликамского монастыря, монахиня Магдалина, временно проживавшая в Кунгурском монастыре. Она приняла к себе некоторых полезных для обители лиц, известных по своему трудолюбию и религиозной настроенности. Таковы Дарья Николаевна Шерстнева и ее землячка, служившие ранее учительницами ткацкой мастерской Верх-Язвинской женской школы.
Вскоре нашелся благотворитель из крестьян Нижне-Муллинской волости, построивший деревянный храм для обители, при котором он и погребен. Храм этот освящен Преосвященным Никанором, Епископом Пермским и Соликамским , 16 декабря 1906 года, во имя святителя Иннокентия Иркутского и преп. Серафима Саровского. Вскоре обитель была утверждена Святейшим Синодом с таким числом сестер, какое может содержать на свои средства.
Хотя в селе Обве бывает, по заведенному раньше основания обители, много народа в дни 9-й пятницы по Св. Пасхе, но заслуга обители св. Церковью и обществом будет еще больше, если она станет светочем около раскольничьих центров, каким является Оханский уезд и северная окраина Глазовского уезда. К тому же, село Обвинское с несколькими ярмарками мало располагает к молитвенному настроению и вообще нежелательно действует на насельниц обители.
Вот почему местные священники о. Иоанн Яковкин и о. Михаил Преображенский были против открытия обители в селе Верх-Язвинском, указывая более глухое и подходящее место. Если обитель в своих стенах будет давать приют немощным, то она может сыскать себе расположение местного населения, столь преданного Святой Церкви, что выражается в усердном посещении богослужений. Истовое отправление богослужения в связи с образцовой постановкой пения, живописи, ткацкого дела и других ремесел, доступных женскому труду, будет могучим средством симпатии окрестного населения.
На даче обители, где, несомненно, в ближайшем будущем будет открыт самостоятельный монастырь, что в 6 верстах от села Сивы, храм в честь св. Иоанна Предтечи, св. Марии Магдалины и проч. Жен мироносиц, освящен 4 сентября 1907 года Преосвященным Никанором, Епископом Пермским и Соликамским.
Нельзя не пожелать обители успеха в просветительной деятельности в том районе Оханского уезда, где дача обители, в виду того, что в этом углу уезда проживает много сектантов, а невежество женского населения поразительно, чего нельзя сказать про Верх-Язвенский приход, где женская школа уже много сделала для населения. Истовое отправление богослужения в храме дачи обители, развитие огородничества, женская школа с ремеслами привлечет женское старообрядческое население – гнездо сектантства – и, таким образом, обитель в Оханском уезде будет служить оплотом православия и русской народности.
В соседстве с Оханским уездом проживает очень много глазовских вотяков, женский элемент которых также нуждается в религиозно-нравственном просвещении, развитии ремесел и огородничества, тем более, что в глазовском уезде нет женской обители. Доброделание обители расположит к себе сердца простых, глубоко верующих вотячек, жаждущих света Христова, примеров благочестия и христианской нравственности. Словом сказать, роль обители должна быть чисто миссионерская, и своей проповедью, и личным примером должна «пленять» юные умы и сердца сектанток и вотячек «в послушание Христу».